06.04.2020
06.04.2020
Выжигание по дереву, или пирография -
очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень
интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень
многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными
пирографами.
Работа с выжигательным прибором,
проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что
особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень
удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.
Выжигание по дереву - это целая философия!
Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души,
свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений
своего искусства.
С помощью выжигания по дереву можно
создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный
предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы
мебели - табуретку, полку, стол.
В России, богатой лесами, дерево всегда любили и
применяли многие поколения мастеров народных промыслов.
Декоративное украшение деревянных изделий
было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и
выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.
1. История выжигания по дереву
В России, богатой лесами, дерево всегда любили и
применяли многие поколения мастеров народных промыслов.
Декоративное украшение деревянных изделий
было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и
выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.
1.1. Откуда нам известно выжигание?
Так уж устроен человек, что помимо
удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда
стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного.
Именно отсюда и берет, наверное, свое
начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание,
органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы,
различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при
раскопках на самых разных континентах.
Интересно, что возраст некоторых предметов
быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного
Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.
А вот древние китайцы традиционно
употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних
иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд,
родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань,
живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка
подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на
палочки изображений цветов, птиц и животных.
1.2. От народных промыслов к глубоким художественным
образам
Далее выжигание становится неизменным
этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду,
предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые
символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной
ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по
коже, а также - шелку).
Изначально для этой техники основным
инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в
средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра,
жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.
Начиная со средних веков, выжигание по
дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого
искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт)
начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного
приема.
Но особую популярность в массовом искусстве
выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения
французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания
поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным
электрическим приборам для выжигания.
1.3. Выжигание по дереву в наше время
Сегодня выжигание по дереву доступно
практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно
разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным
клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора
различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное
выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.
Как правило, художественное выжигание
лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не
характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина).
Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по
дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.
Как видите, все достаточно просто, но
только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие
неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!